Как проходят сессии музыкальной терапии?

Как проходит сессия музыкальной терапии с детьми с аутизмом?

Меня часто спрашивают об этом, поэтому отвечаю одним постом.

Во-первых, все, что касается структуры, взаимодействия, упражнений - все это предельно индивидуально. Так как у детей разный возраст, разные особенности, разные предпочтения. Но есть общие черты, о которых я могу сказать.

Сначала я собираю данные анамнеза у родителей, связываюсь со специалистами, провожу диагностику ребёнка. Для примера я возьму сессию, когда все это уже проведено и у нас прошло встреч 10 или больше, когда у меня достаточно данных, выстроен контакт, отношения с ребёнком стали более или менее устойчивыми.

Когда ребёнок входит в кабинет, я смотрю в каком он состоянии, какое у него настроение. Если есть возможность, спрашиваю у мамы о её наблюдениях, об успехах ребёнка, о том какие занятия были. Как правило, ребёнок, когда заходит в кабинет, проявляет к чему-то интерес: к общению, к музыкальному инструменту, к какому-то приветствию или действию, он может что-то говорить или напевать. Я наблюдаю и стараюсь включиться в сферу его интересов, изучаю реакцию на мои действия. Моя задача сделать вход в сессию максимально комфортным или доверительным. Если есть возможность отреагировать музыкально, то я могу запеть или заиграть на чем-то, присоединяясь к ритму ребёнка, постоянно наблюдая за реакцией, качеством взаимодействия и общения, смотрю на мимику и другие невербальные сигналы. Одна из главных задач, чтобы развитие и общение происходило гармонично - хороший двусторонний ритм, обмен эмоциями, словами, идеями. Всё зависит от уровня развития ребёнка. Я нахожусь на его уровне и в его мире и помогаю расширить этот мир и продвинуться дальше. Когда отношения уже достаточно доверительные, то я задаю вопросы, предлагаю выбор, ставлю ребёнку задачи и препятствия. Например, если важно, чтобы он начал пользоваться речью, то в любимой песне я делаю остановки, чтобы была возможность допеть слог или слово. Я могу делать массаж, который приятен ребёнку, останавливаясь периодически, чтобы он попросил продолжить. Но во всем процессе очень важно состояние удовольствия. Да, напряжения могут быть, могут быть трудности - это нормально. Но в рамках доверительных отношений это не выбивает из колеи. Я отслеживаю состояние сенсорных систем ребёнка, чтобы нагрузка на них была оптимальной. Кому-то нужен громкий звук, а кому-то тихий. Наше общение - это как 2 сложившихся пазла: когда мы соединились, мы можем начать куда-то двигаться и что-то менять. Тем более если у ребёнка есть стереотипные повторяющиеся действия, то я помогаю придать им смысл, внести в них изменения и развить. Например, если он все время подкидывает мячик, я могу сопровождать это действие его любимой песней в его ритме, а потом менять ритм и темп, могу петь про этот мячик и предлагать сделать с ним что-то ещё. Чем больше нового принимает ребёнок, тем легче будет ему выходить за пределы стереотипов в повседневной жизни. Неприятие нового также может быть связано с тревожностью. Если это так, то первое, на что я обращаю внимание, на снижение уровня тревоги. А это происходит в комфортных отношениях. Когда это удалось, то можно двигаться дальше.

Получается, что в течение сессии, я отслеживаю множество параметров, подбираю для этого подходящую музыку и игрушки: все нацелено на то, чтобы развитие ребёнка двигалось вперёд в комфортном для него темпе. Иногда нужно отступить. Иногда помогает релаксация, иногда сессия может быть очень активной. Развитие происходит изнутри наружу. Я работаю прежде всего с состоянием и мышлением ребёнка, производя изменения на глубоком уровне.

У меня около 100 музыкальных инструментов народов мира, так что всегда находится что-то увлекательное, что поможет ребёнку развивать концентрацию внимания, дыхание, речь, творчество и т.д. Главное: где внимание, там и максимальная энергия!

Вернуться в раздел Статьи